Непроходимые заросли, гаражи и подворотни, а еще железнодорожные пути и автострады с интенсивным движением – все это препятствия, которые некоторым новосибирским школьникам приходится преодолевать на пути к знаниям.
Различные дороги в школу в течение года исследовала рабочая группа Совета депутатов города Новосибирска. За время своей работы группа «Безопасные маршруты следования к образовательным учреждениям» провела выездные совещания во всех районах города. По итогам деятельности рабочей группы депутаты пришли к мнению, что городу необходима муниципальная программа, направленная на обеспечение безопасности школьников по дороге в образовательные учреждения.
Руководитель рабочей группы, вице-спикер горсовета Николай Тямин в своем итоговом докладе сообщил, что на сегодняшний день в городе 150 опасных школьных маршрутов.
Перове место в антирейтинге занял маршрут в школу №138 в Ленинском районе. Чтобы попасть в храм знаний, детям приходится преодолевать два железнодорожных полотна, а так же идти через действующий карьер, где ездят большегрузы, трактора и экскаваторы.
На втрое место с конца Николай Тямин поставил школьный маршрут в Первомайском районе по улице Березовая. Там тоже школьникам приходится переходить через железную дорогу, идти мимо гаражей, вдоль автодороги, потом преодолевать нерегулируемый пешеходный переход.
Путь в школу №115 в Октябрьском районе – тоже, как в военной песне – «нелегок и далек»: по безлюдным неасфальтированным улицам частного сектора, через хлипкий мостик, с которого, поскользнувшись, можно улететь в реку.
Николай Тямин перечислил, чего на школьных маршрутах быть не должно: густые заросли деревьев и кустарников, гаражи, объекты нестационарной торговли. Объясняя, почему на пути школьников не должно быть сомнительных торговых точек, депутат привел в пример район Хилокского рынка, где уличные торговцы, прикрываясь лотками с огурцами, продают детям отнюдь не овощи и фрукты.
Кроме этих проблем, существуют еще нерегулируемые пешеходные переходы, разбитые тротуары, аварийные деверья.
Тревогу у депутатов вызывают перекрестки улиц Кропоткина и Светлановской (маршрут в школу №122,) Туруханской и Забалуева (школа №86), Невельского и 2-го Краснодонского переулка (здесь расположена гимназия №12). На этих перекрестках нет светофоров и детям приходится переходить дорогу на свой страх и риск. В общей сложности в городе рядом со школами находятся 265 пешеходных переходов, 77 процентов из них оборудованы по всем правилам. Но оставшиеся 23 процента (59 переходов) нуждаются в реконструкции.
Что касается тротуаров, в ходе работы депутаты выяснили, что в Кировском и Калининском районах есть территории, не поставленные на баланс муниципалитета. А значит, город не может вкладывать деньги в ремонт и благоустройство этих улиц. Иначе это сочтут нецелевым расходованием бюджетных средств. Депутаты обратились к специалистам районных администраций и мэрии с просьбой как можно скорее устранить эту коллизию.
Нуждаются в новом асфальте территории школ и детских садов. По данным начальника департамента образования мэрии Рамиля Ахметгареева, 64 образовательных учреждения нуждаются в новом асфальте. Между тем, средняя стоимость работ только для одного учреждения – около 6 млн рублей.
Помимо перечисленных, у каждого из членов рабочей группы нашелся свой аргумент в поддержку муниципальной программы по организации безопасных школьных маршрутов.
«Программа необходима, – уверена депутат Екатерина Шалимова. – Сейчас мы постараемся решить вопросы, не терпящие отлагательств. Но нужна системная работа». Екатерина Шалимова привела пример на своем округе. Построили школу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но использовать ее по назначению невозможно, так как подъехать к учреждению невозможно даже на джипе, не то, что на инвалидной коляске.
Коллегу дополнил депутат Игорь Атякшев. По его мнению, в программе нужно будет обязательно предусмотреть строительство подъездных путей к вновь возводимым учреждениям, а также светофоры на пешеходных переходах возле школ.
Депутат Лилия Гончарова добавила в этом список статью на зимнее содержание тротуаров и необходимость установки искусственных неровностей на дорогах внутри жилмассивов. К сожалению, многие водители даже не думают притормаживать перед знаками «пешеходный переход» и «дети».
Согласно подсчетам, на программу «Безопасные маршруты следования к образовательным учреждениям» потребуется 1,5 млрд рублей.
«Разумеется, единовременно получить и освоить такую сумму невозможно. Поэтому требуется муниципальная программа», – поддержал депутатов заместитель мэра Олег Клемешов.
Рабочая группа на этом прекратила свое существование. Однако ее члены договорились хотя бы раз в квартал собираться и рассматривать текущую ситуацию. «Если не будет системной работы и контроля – все наши усилия окажутся в корзине. Наваливаться на проблему надо сообща», – резюмировал Николай Тямин.